Софья Павловна Фамусова ("Горе от ума")

Софья Павловна Фамусова ("Горе от ума")
Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

— Дочь Фамусова. "Семнадцати лет". Чацкий утверждает, что он "век не встречал — подписку дам — что б было ей хоть несколько подобно". "Вы расцвели прелестно, неподражаемо, — говорит он С., — и это вам известно, и потому скромны, не смотрите на свет". — Мать С. умерла рано. Фамусов "сумел ей принанять в мадам Розье вторую мать", "старушку золото". С. воспитывалась вместе с Чацким (Чацкий); обучалась "языкам", и "танцам", и "пенью". — Чувство, связывавшее ее с Чацким до его отъезда, С. объясняет "детскою дружбой". По словам Молчалина, С. "любила Чацкого". Чацкий вспоминает о "чувствах и движеньях сердца" "в обоих нас". Лиза намекает на то же: "давно прошло, не воротить, а помнится..." Софья отвечает ей: "что помнится? он славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит, мне забавно: делить со всяким можно смех". "И только, будто бы?" — возражает Лиза. С. оправдывается: "я очень ветрено, быть может, поступила, и знаю, и винюсь, но где же изменила, кому, чтоб укорять неверностью могли?" С. "любит Молчалина". "Прочит его себе в мужья". "Бог знает, за него что выдумали вы, — говорит ей по этому поводу Чацкий, — чем голова его ввек не была набита. Быть может, ваших качеств тьму, любуясь им, вы придали ему". По представлениям Софьи, Молчалин "за других отдать себя готов", "веселостей искать бы мог — ничуть: от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, — он с ними целый день засядет, рад не рад играет". "При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит, от полноты души простит". "Он дружбу всех здесь в доме приобрел". "Уступчив, скромен, тих", он человек "смирнейший", "вкрадчив и умен, но робок", "враг дерзости, застенчивый, несмелый". "В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких". Одним словом, человек "чудеснейшего свойства". — "Ночь целую с кем можно так провесть? — говорит С. — Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного — и, так вся ночь проходит, рука с рукой и глаз с меня не сводит". Иногда они "забавляются музыкой", "сидим, а на дворе давно уж побелело". "Ах, в самом деле рассвело! — говорит Софья, когда Лиза обращает ее внимание на рассвет. — И свет, и грусть... Как быстры ночи!.." "Идите!.. целый день еще потерпим скуку", — говорит она Молчалину, но и днем успевает видеться с ним: "сегодня я больна и не пойду обедать, — говорит С. Лизе, — скажи Молчалину и позови его, чтоб он пришел меня проведать". — "Счастливые часов не наблюдают", — замечает она. Молчалин называет Софью Лизе "печальной нашей кралей". Молчалин для Софьи "дороже всех сокровищ". "Молчалин! — обращается к нему она после падения его с лошади, — как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! Зачем же ей играть, и так неосторожно?.." "Смятенье! обморок! поспешность! гнев испуга!" — изображает ее состояние при этом Чацкий. "Пойдем туда, бежим", — зовет она Лизу. "Опомнитесь, куда вы?" — отводит ее в сторону Лиза. — "Однако, о себе скажу, что не труслива", — говорит С. "Вы знаете, что я собой не дорожу", — замечает она Молчалину. "Что мне до кого? до них? до всей вселенной? Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят". "Кем из них я дорожу? хочу — люблю, хочу — скажу". "Что мне молва? Кто хочет — так и судит". Когда Молчалин осторожно замечает: "не повредила бы нам откровенность эта", — С. пугается не за себя, а за него. "Неужто на дуэль вас вызвать захотят?" "Молчалин! будто я себя не принуждала? Вошли вы — слова не сказала; при них не смела я дохнуть, у вас спросить, на вас взглянуть". На упреки его в "откровенности" она отвечает: "Откуда скрытность почерпнуть!" "Готова я была в окошко к вам спрыгнуть!" "Хотите вы? пойду любезничать сквозь слез; боюсь, что выдержать притворства не сумею". — Насмешки Чацкого над Молчалиным "всегда причина ей ужасного расстройства". "Не человек — змея!" — отзывается она о Чацком. "Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол". В минуту такого "расстройства" она пускает в ход слух о "сумасшествии". — "А, Чацкий, — говорит С., — любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?" "Не смех, а прямо злость", — замечает об этом слухе Чацкий. — Когда С. услыхала о "низости" Молчалина и поняла его, она "себя, стен стыдится", "воспоминания — как острый нож они!" "Ужасный человек!" — вырывается у нее. "Ни слова, ради Бога! Молчите — я на все решусь!" "Отстаньте, говорю; сейчас я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас. Чтоб в доме здесь заря вас не застала, — приказывает она, — чтоб никогда о вас я больше не слыхала", — и М. ей повинуется ("как прикажете"). Чацкий "насмешливо" предсказывает С: "Вы помиритесь с ним (с Молчалиным), по размышленьи зрелом: себя крушить, и для чего? подумайте, всегда вы можете его беречь и пеленать и посылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей". "Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?" — говорит Софья. "Конечно, нет в нем (в Молчалине) этого ума, что гений для иных, а для иных чума... да этакий ли ум семейство осчастливит?" Фамусов отсылает С. "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов! Там будешь горе горевать, за пяльцами сидеть, за святцами зевать".

Критика: 1) "Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя переманить за лишних 500 рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностью его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением и, когда узнала, кто такой Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя в противном случае все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак". (Белинский. Сочинения, т. V, стр. 85—86).

2) "Смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в Софье характера личных пороков, а является как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию. Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. А потом — "Кузнецкий Мост и вечные обновы"; балы, такие, как этот бал у ее отца, и это общество — вот тот круг, где была заключена жизнь "барышни". Женщины учились воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже. В снотворном застое, в безвыходном море лжи у большинства женщин снаружи господствовала условная мораль, а втихомолку жизнь кипела, за отсутствием здоровых и серьезных интересов, вообще всякого содержания, теми романами, из которых и создалась "наука страсти нежной". Онегины и Печорины — вот представители целого класса, породы ловких кавалеров, jeunes premiers. Эти передовые личности в high life — такими являлись и в произведениях литературы, где и занимали почетное место со времен рыцарства и до нашего времени, до Гоголя. Сам Пушкин, не говоря о Лермонтове, дорожил этим внешним блеском, этою предварительностию du bon ton, манерами высшего света, под которою крылось и "озлобление", и "тоскующая лень", и "интересная скука". Пушкин щадил Онегина, хотя касается с легкой иронией его праздности и пустоты, но до мелочи и с удовольствием описывает модный костюм, безделки туалета, франтовство — и ту напущенную на себя небрежность и невнимание ни к чему, это fatait?, позированье, которым щеголяли дэнди. Дух позднейшего времени снял заманчивую драпировку с его героя и всех подобных ему "кавалеров" и определил истинное значение таких господ, согнав их с первого плана. Они и были героями и руководителями этих романов, и обе стороны дрессировались до брака, который поглощал все романы почти бесследно, разве попадалась и оглашалась какая-нибудь слабонервная, сентиментальная, — словом, дурочка или героем оказывался такой искренний "сумасшедший", как Чацкий.

Но в Софье Павловне, спешим оговориться, т. е. в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина. Разницу между ними кладет "московский отпечаток", потом бойкость, уменье владеть собой, которое явилось в Татьяне при встрече с Онегиным уже после замужества, а до тех пор она не сумела солгать о любви даже няне. Но Татьяна — деревенская девушка, а Софья Павловна — московская, по-тогдашнему развитая. Между тем в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бредят в увлечении с детской простотой. И Софья, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного, даже не догадываясь о том. Сперва удивляется хохоту горничной при рассказе, как она проводит с Молчалиным всю ночь: "ни слова вольного — и так вся ночь проходит!" "Враг дерзости, всегда застенчивый, стыдливый!" Вот чем она восхищается в нем. Это смешно, но тут есть какая-то почти грация — и куда далеко до безнравственности, нужды нет, что она проговорилась словом: хуже — это тоже наивность. Громадная разность не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее, но и выбор Татьяны был случайный, да едва ли ей и было из кого выбирать.

Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не "Бог", конечно), "свели ее" с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий "муж-мальчик, муж-слуга" — идеал московских мужей. На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.

Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами. Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой "миллион терзаний". (Гончаров. Сочинения).

3) "Софья, оказывается, тяготеет не к силе ума, а к силе глупости. Какой-то ворожбою проник ей в сердце человек, совершенно противоположный Чацкому. Конечно, "сердцу девы нет закона", и было бы странно и бесплодно спрашивать, чем пленил ее Молчалин. Недоумение вызывает здесь только одно: Софья дает перед Чацким такую характеристику Молчалина, которая должна бы разрушить в ее глазах все обаяние этого лицемерного воздыхателя. Не впал ли здесь Грибоедов в этическую ошибку? Ведь мы только в том случае совершенно поняли бы любовь Софьи к Молчалину, если бы последний казался ей не таким, каким он кажется нам. Это находится, между прочим, в связи с обычными приемами Грибоедова: он в уста своих персонажей часто вкладывает уничтожающие характеристики и даже самохарактеристики; его герои с какой-то непонятной наивностью, в которой повинен автор, сами говорят о себе то, что о них должен был бы сказать сатирик". (Ю. Айхенвальд. "Силуэты". В. I).


Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». . 1908-1914.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Софья Павловна Фамусова ("Горе от ума")" в других словарях:

  • СОФЬЯ — героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А.С.Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья… …   Литературные герои

  • Литературные типы произведений Грибоедова — …   Словарь литературных типов

  • Записки сумасшедшего (повесть) — Илья Репин «Поприщин» (1882) Записки сумасшедшего  повесть Николая Васильевича Гоголя, написанная им в 1834 году. Впервые повесть вышла в 1835 году в сборнике «Арабески» с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в… …   Википедия

  • Записки сумасшедшего — У этого термина существуют и другие значения, см. Записки сумасшедшего (значения). Записки сумасшедшего Жанр: повесть Автор: Николай Гоголь Язык оригинала: русский Год написания …   Википедия

  • Дождь был продолжительный — Илья Репин «Поприщин» (1882) Записки сумасшедшего  повесть Николая Васильевича Гоголя, написанная им в 1834 году. Впервые повесть вышла в 1835 году в сборнике «Арабески» с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в… …   Википедия

  • Яблочкина, Александра Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яблочкина. Александра Александровна Яблочкина …   Википедия

  • Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… …   Википедия

  • Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… …   Википедия

  • Государственная премия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… …   Википедия

  • Государственная премия Российской федерации — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»